Небоскреб Крайслер Билдинг: история здания и архитектура

Строительство здания

Конец 1920-х годов для Нью-Йорка ознаменовался интенсивным строительством небоскребов. Такие гиганты, как Эмпайр-стейт-билдинг, 40 Уолл-стрит и Трамп-билдинг, взлетели в воздух. Не стал исключением и Крайслер-билдинг, принявший участие в знаменитой гонке небоскребов.

Уильям ван Ален стал архитектором этого необычного здания. Изначально он разработал для Уильяма Рейнольдса проект, согласно которому высота здания составляла 246 метров. Однако все права на этот проект были куплены Уолтером Крайслером, которому требовалась штаб-квартира для собственной автомобильной компании.

Небоскреб Крайслер-билдинг
Небоскреб Chrysler Building (Teri Tynes / flickr.com)

Первоначально проект Ван Алена предполагал строительство небоскреба со стеклянной крышей в виде короны, украшенной бриллиантами. Он также планировал сделать основу здания с большими окнами и стеклянными углами, чтобы создать эффект легкости и невесомости. Архитектор хотел, чтобы это гигантское сооружение парило над землей.

Впоследствии проект был доработан, надстроены этажи, и общая высота здания должна была составить 282 метра. Кроме того, некоторые элементы небоскреба должны были подчеркнуть его принадлежность автомобильной компании. Горгульи и статуи были добавлены как части автомобилей Chrysler, например, капоты автомобилей.

Расчистка территории под строительство и последующее строительство здания начались в 1928 году. Башня Крайслер была построена очень быстро: 4 этажа в неделю. Крайслер-билдинг соперничал по высоте с величайшими зданиями Нью-Йорка и мира. Соперник Алена Крейг Северанс, добавивший к своему небоскребу 15-метровый флагшток, чтобы хоть немного превзойти своего конкурента по высоте. Поэтому в конце строительства ван Ален построил шпиль для Крайслер-билдинг. Он был установлен внутри здания под куполом, чтобы до открытия никто из участников не мог его увидеть.

Благодаря этому шпилю Крайслер-билдинг достиг высоты 319 метров, а на его установку потребовалось всего 90 минут. Такой хитрый ход позволил небоскребу подняться не только над многими зданиями Нью-Йорка, но и над самой Эйфелевой башней в Париже. Официальное открытие состоялось в 1930 году.

Интересные факты о небоскребе Крайслер Билдинг

Вид на Крайслер-билдинг и Центральный вокзал в Нью-Йорке с Мэдисон-авеню. Фото агентства Vikmar (Викмар) ©

По мнению многих американских исследователей наследия, знаменитый 77-этажный Крайслер-билдинг — одно из наименее изученных исторических мест Нью-Йорка. Вестибюль этого высотного офисного комплекса — единственная часть здания, доступная для бесплатных экскурсий. К сожалению, многие архивы дизайна, непосредственно связанные со строительством и отделкой Крайслер-билдинг, теперь полностью утеряны после многочисленных смен владельцев этого легендарного «трофейного» небоскреба.

Как добраться до небоскреба Крайслер-Билдинг

Крайслер-билдинг расположен в Восточном Манхэттене, на пересечении Лексингтон-авеню и 42-й улицы.

Точный адрес: Нью-Йорк, Манхэттен, 405 Lexington Avenue.

Как добраться от вокзала Grand Central Terminal:

  • Опция 1Пешком: не более 300 м. Следуйте по E 42nd St на юго-восток до площади Першинг. Пункт назначения будет справа.

Как добраться от вокзала Пенсильвании:

  • Опция 1Пешком: менее 1,5 км. Продолжайте движение на северо-восток по 7th Ave / Fashion Ave до W 33rd St, затем поверните направо на W 42nd St. Пункт назначения будет слева.
  • Вариант 2Метро: от Penn Station сесть на красную ветку до Times Sq, затем перейти на фиолетовую линию до Grand Central.

Как добраться из аэропорта Дж. Кеннеди:

  • Опция 1Метро: от терминала 1 до вокзала Ямайка по красной линии, от Ямайки до Вудсайда по зеленой линии, от Вудсайда до Гранд Сентрал по фиолетовой линии. В общей сложности дорога займет примерно 1 час 15 минут.

Часы работы и стоимость билетов

Для бесплатного посещения гостями и жителями города открыты только помещения первого этажа Крайслер Стейт Билдинг:

  • Пн-пт с мая по октябрь — вход свободный;
  • Вт-сб с октября по май — вход свободный.

Интересные факты

  • В период строительства небоскреб Крайслер-билдинг каждую неделю рос ровно на 4 этажа. Несмотря на столь тяжелые темпы, при строительстве здания никто из рабочих не пострадал.
  • Сегодня основную часть Chrysler State Building занимают офисы, ранее здесь располагалась штаб-квартира автомобильной компании Chrysler. Два верхних этажа здания занимали личные апартаменты владельца, а 71-й этаж использовался как смотровая площадка (закрыта с 1945 года.)

Вестибюль здания Крайслер Билдинг

Вестибюль в стиле ар-деко или «вестибюль» Крайслер-билдинг — один из самых роскошных и дорогих в Нью-Йорке. Его стены облицованы редким марокканским красно-коричневым мрамором с декоративными вставками из хромированной стали. Потолок вестибюля украшен монументальной картиной Эдварда Трамбалла «Транспорт и человеческие усилия». Он был выполнен в 1930 году в строгой охристо-золотой палитре в реалистичной манере, изначально изображая «золотой век авиации и век машин». Мягкое приглушенное декоративное освещение в вестибюле усиливает характерную фантазию пространства.

История Крайслер Билдинг

Крайслер-билдинг после постройки стал самым высоким зданием Нью-Йорка. Но свой рекорд среди небоскребов он держал недолго. Примерно через год было открыто 102-этажное легендарное Эмпайр-стейт-билдинг, в отличие от 77-этажного здания Крайслера. Но по сравнению с новым гигантом строительство Крайслер-билдинг не унесло ни одной человеческой жизни. Хотя техника безопасности при работе на небоскребах в те времена была не самой лучшей.

Отделка фасада Крайслер-билдинг
Фасад здания Крайслер (Патрик Эшли / flickr.com) Архитектор Ван Ален приложил много усилий для проектирования этого здания, но его босс Уолтер Крайслер отказался оплачивать работы по неизвестным причинам. Возможно, потому, что первоначальной целью владельца крупного автопроизводителя было построить самое высокое здание в Нью-Йорке. Возможно, он хотел таким образом поднять свой статус в обществе. И хотя небоскреб был воплощением изящества, ему не суждено было стать самым высоким зданием.

Для посетителей здесь оборудована специальная смотровая площадка. Он находился на 71 этаже. Но его закрыли в 1945 году.

В 1947 году здание было продано семьей Крайслер. Автомобильная компания Chrysler переехала в 1950 году. Следующими владельцами небоскреба были лидеры рынка недвижимости и страховая компания Нью-Йорка. У здания Крайслер с тех пор появилось много новых владельцев. Некоторое время отсюда транслировались теле- и радиопередачи на верхние этажи технических целей. Но затем эту функцию взял на себя первый самый высокий небоскреб Нью-Йорка.

До 1970 года Cloud Club располагался на трех этажах. В 1976 году Крайслер-билдинг стал национальным памятником в США. Сейчас здесь расположены офисы многих компаний, поэтому бесплатно можно посетить только холл первого этажа.

Внешний вид

Внешний вид небоскреба Крайслер-билдинг позволил ему войти в список самых красивых зданий мира. Несмотря на то, что он получил много критики, с момента постройки он полюбился жителям Нью-Йорка и туристам. «Красавица Манхэттена» — одно из прозвищ этого здания. Сверкающий на солнце небоскреб Крайслер из стекла и стали привлекает множество смотровых площадок. Он построен в классическом стиле арт-деко. При его создании использовались такие строительные материалы, как кирпич и нержавеющая сталь.

Для его преодоления в виде мерцающей колонны использовалось большое количество стальных элементов. Он состоит из семи арок, которые символизируют мотивы на колесных дисках автомобилей Chrysler.

Знаменитый орел, украшающий Крайслер-билдинг
Знаменитый орел, украшающий Крайслер-билдинг (Джейсон Эппинк / flickr.com)

Верхние этажи с очень низкими потолками использовались только для технических целей. Исторический шпиль здания имеет длину 38 метров. Ночью корона подсвечивается. Так что Крайслер-билдинг можно увидеть со всех точек Нью-Йорка, в любую погоду и в темноте.

Элементы автомобильной тематики также были включены по всей высоте здания. Например, стальные орлы сделаны по углам конструкции на высоте 31 этажа. Подобные фигурки в 1929 году были украшением капотов автомобилей Chrysler.

Крайслер-билдинг имеет высоту 319 метров. А на 61-этажном уровне из углов небоскреба на город смотрят знаменитые орлиные горгульи.

Хотя небоскреб издалека необычайно красив, дизайн нижних этажей скучен. По задумке архитектора, фасад должен был быть отделан полосами из серого, черного и белого кирпича в византийском или восточном стиле. Но, к сожалению, мы ограничились лицевыми панелями, которые показывают натяжение вверх.

Декоративные элементы на фасаде

Архитектура Крайслер-билдинг перенасыщена автомобильными символами

Поскольку здание Крайслер-билдинг изначально было построено для автомобильной компании, в его дизайне присутствуют транспортные мотивы. На потолке холла фреска на тему «Транспорт и деятельность человека». Радиальный купол в форме мансарды с треугольными окнами также напоминает автомобильные покрышки.

На фасаде Крайслер-билдинг пятьдесят металлических украшений, присущих стилю ар-деко

Архитектура фасада держится на стальном каркасе

Основа здания — стальной каркас. Наружная облицовка каменная кладка. На сегодняшний день Крайслер-билдинг является самым высоким в мире кирпичным зданием со стальным каркасом.

Фрагмент фасада 31 этажа. Хорошо видно, что орнамент на стенах Крайслер-билдинг состоит из строительного кирпича разного цвета

Здание Chrysler было украшено немецкой аббревиатурой NIchtROstender STAhl «Nirosta» из блестящей нержавеющей стали, которую в то время производила немецкая компания Krupp. Этот материал архитектор использовал при оформлении небоскреба. Все декоративные скульптуры на фасаде выполнены из листов этой стали. Оконные рамы и шпиль выполнены из «Нироста», он облицован уникальным куполом Крайслер-билдинг.

Нижний этаж

Цоколь Крайслер-билдинг облицован полированными черными гранитными плитами. Следующие три этажа отделаны панелями из белого мрамора. Окна витрин первого этажа, а также окна офисов со 2 по 4 этаж выполнены из той же нержавеющей стали Krupp.

У Крайслер-билдинг есть два главных входа: Лексингтон-авеню и Восточная 42-я улица. Входы выполнены в виде трехэтажного авансцена и облицованы черным гранитом. Третий вход находится на 43-й улице. Он более скромный, высотой в 1 этаж, без декора.

Фасад Крайслер-билдинг со стороны 42-й улицы. Первый этаж отделан черным мрамором, второй, третий и четвертый этажи отделаны белым мрамором. Парадный вход выполнен в виде арки высотой 3 этажа

Архитектура Крайслер-билдинг с 4 по 16 этажи

С 4-го по 16-й этаж фасад облицован белым кирпичом, смешанным с полосами белого мрамора. Этот орнамент напоминает плетение корзин. Стоит отметить, что окна Chrysler Building не имеют подоконников — рамы заподлицо с наружными стенами.

Архитектура Крайслер-билдинг с 16 по 24 этажи

Между 16 и 24 этажами фасад Chrysler Building имеет другое оформление. Вертикальные полосы из белого кирпича чередуются с вертикальными рядами окон. Пространства между окнами украшены абстрактными рельефами.

Фрагмент фасада с 16 по 24 этажи. Алюминиевые панели с тиснением между окнами создают интересный визуальный эффект

На террасе над 23-м этажом — фигурки ананасов из той же немецкой стали. На Западе это растение считается символом радушного гостеприимства. Его часто используют как эмблему в индустрии гостеприимства. Высота железных «ананасов» — 2,7 м.

Архитектура Крайслер-билдинг с 24 по 27 этажи

Над 3-м выступом, между 24 и 27 этажами, фасад украшен горизонтальными и зигзагообразными полосами из черного и серого кирпича. По углам здания на уровне 31 этажа установлены увеличенные копии шлемовидных крышек радиаторов древнеримского бога торговли Меркурия. То же самое было установлено на моделях Chrysler 1929 года.

1929 Chrysler крышки радиатора на фасаде

Рядом, по периметру башни, находится декоративный фриз из сочетания светлого и темного кирпича. Орнамент напоминает крылья машины. В центре импровизированных колес — крышки дисков Chrysler того времени.

Узоры крышек дисков на фасаде Крайслер-билдинг. Кирпичный узор напоминает кузов и колеса автомобиля с колпаками дисков в центре

Архитектура Крайслер-билдинг с 30 по 60 этажи

Главная башня Крайслер-билдинг начинается на 30-м этаже. С каждой из четырех сторон здания расположены по три вертикальных ряда окон. Каждый ряд обрамлен каменной кладкой и мраморными панелями, доходящими во всю высоту. Панели, разделяющие оконные проемы по вертикали, состоят из чередующихся рядов светлого и темного кирпича. Углы башни украшены горизонтальными полосами из черного кирпича.

Орлы на 60 этаже

Последние откосы Крайслер-билдинг находятся на 60-м этаже. По восьми углам расположены восемь немецких стальных орлиных голов. Орлы на высоте 220 метров над Манхэттеном — дань уважения национальному символу США.

  • Серебряные фигуры орлов символизируют полет научно-технической мысли в 1920-е годы

«Облачный клуб» небоскреба Крайслер Билдинг

Элитный ресторанный комплекс Cloud Club располагался на 66, 67 и 68 этажах Chrysler Building с 1930 по 1978 год. Автором дизайна клуба для избранных, как и небоскреба, был архитектор Уильям Ван Ален. Именно в этом элитном частном клубе зародилась традиция высшего общества обедать в зале на верхних этажах небоскребов Нью-Йорка, где посетители буквально демонстрировали свой высокий социальный статус и статус собственности в американском обществе.

Клуб Chrysler Building Cloud Club был основан американской нефтяной компанией Texaco, Inc. Эта крупная международная компания намеревалась арендовать 14 этажей в небоскребе и иметь изысканный ресторан для своего руководства. С момента своего открытия в 1930 году Cloud Club насчитывает 300 членов, представителей политической, промышленной и финансовой элиты Нью-Йорка. На протяжении четырех десятилетий члены этого престижного частного клуба были владельцами и топ-менеджерами двухсот крупнейших корпораций США. Интересен тот факт, что элитный клубный комплекс в Крайслер-билдинг по вечерам не работал и в него не входили женщины.

Планировка и дизайн интерьера Cloud Club были результатом компромисса между модернистским архитектором Уильямом Ван Алленом и самим Перси Крайслером, который более консервативно подходил к эстетике роскоши той эпохи. Именно поэтому архитектурные элементы английской готики эпох тюдоровской архитектуры, неоклассицизма и ар-деко были использованы для украшения интерьеров The Cloud Club.

Главный вход в «Облачный клуб» располагался на 66-м этаже. Дизайн лифтового холла выполнен в стиле ар-деко. Пол был оформлен в сочетании неоклассицизма и поздней английской тюдоровской готики, с характерными деревянными полами, потолочными балками, коваными люстрами и резными дубовыми панелями на стенах. Главный обеденный зал 80-местного клуба располагался на 67-м этаже, откуда открывался великолепный панорамный вид на Южный Манхэттен, одну из изюминок этого элитного клуба. На этом же этаже располагались отдельные столовые Перси Крайслера и главы компании Texaco, украшенные монументальными фресками. Вспомогательные помещения клуба включали парикмахерскую, хранилище для коллекции сигар со всего мира, хьюмидор, кухню и гардеробные.

По примеру нью-йоркского «Cloud Club» впоследствии были созданы аналогичные элитные клубные комплексы:

  • Клуб Рокфеллер-центра на 65-м этаже 30-го дома Рокфеллер-Плаза»;
  • Клуб «Полушарие» на 48-м этаже здания «Тайм-Лайф»;
  • Клуб Pinnacle на 45 этаже корпуса Socony-Mobil»;
  • Sky Club на 56-м этаже здания Pan Am».

В 1977 году офис и руководство Texaco, Inc переехали из Крайслер-билдинг в новую штаб-квартиру, расположенную в популярном северном пригороде Нью-Йорка «Платиновая миля» в округе Вестчестер (округ Вестчестер). А через 2 года «Облачный клуб» окончательно закрыли. Последующие планы реорганизации его клубных залов в центр ночных развлечений с ночным клубом и обедом для гурманов так и не были реализованы.

Уступы Крайслер-билдинг

Архитектура штаб-квартиры Chrysler объединила творческие предпочтения Ван Аллена, амбиции клиентов и требования кодекса зонирования. Архитектор Ван Ален стремился достичь рекордного уровня при соблюдении Закона о зонировании. Закон требовал, чтобы небоскребы сужались вверх, чтобы не блокировать доступ света к близлежащим улицам и зданиям. Первые 16 этажей Крайслер-билдинг поднимаются прямо от бордюра. На 16, 23, 26, 29, 56 и 59 этажах имеются выступы внешних стен на северном и южном фасадах. Благодаря этим террасам многие небоскребы Манхэттена напоминают древние многоступенчатые зиккураты.

 

Оцените статью
Блог о Нью-Йорке